Банкротство физических лиц
Новая жизнь без долгов
Часто граждане жаловались на произвол, повреждение имущества, оскорбления и другие противоправные действия, производимые работниками коллекторских агентств. Федеральный закон ФЗ-230 был принят с целью урегулирования действий коллекторов, а также исключения угроз и физического давление в отношении неплательщиков.
О чем этот закон?
Закон №230 о коллекторах от 03.07.2016 года был принят для того, чтобы защитить права и интересы граждан, у которых имеется просроченная задолженность перед кредиторами. Через этот законодательный акт осуществляется правовое регулирование действий, направленных на возврат долга.
В целом закон определяет:
лиц, имеющих право на осуществление деятельности по возврату долгов;
допустимые и запрещенные методы работы с должниками;
частоту применения методов взаимодействия;
порядок общения с родственниками должника.
Так, ст. 3 ФЗ-230 посвящена правовому регулированию деятельности, направленной на возврат долга. В круг таких актов входит Гражданский Кодекс РФ, сам закон №230-ФЗ и другие нормативные документы. Также в статье указано, на какие отношения данный закон не распространяется (судопроизводство, банкротство, нотариат и др.).
В ст. 7 ФЗ-230 говорится об условиях осуществления отдельных способов взаимодействия с должником. Например, коллекторам запрещено проводить личные встречи или телефонные переговоры с лицами, находящимися на излечении в стационаре, инвалидами первой группы или несовершеннолетними (не эмансипированными) гражданами.
Также установлено правило, по которому кредитор обязан уведомить неплательщика о привлечении третьего лица (коллектора) в качестве меры борьбы с задолженностью (ст. 9 ФЗ-230).
На что по закону имеют право коллекторы?
После принятия законопроекта, права коллекторов по новому закону были существенно ограничены. Если раньше взыскатели могли звонить и писать должникам (а также их родным) в любой день и время суток, то теперь для подобных действий установлены определенные правила.
Согласно вышеупомянутому закону коллекторам разрешено:
осуществлять непосредственное взаимодействие с неплательщиками: проводить встречи и вести телефонные переговоры;
отправлять телеграфные сообщения, а также сообщения в виде текста или голосовой записи;
направлять почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Все другие способы взаимодействия коллектора с должником могут использоваться только при наличии письменного соглашения между неплательщиком и кредитором. Также новым законом введены ограничения по телефонным звонкам должникам. Теперь коллекторские конторы не могут звонить заемщикам в ночное время (с 22.00 вечера до 08.00 утра в будние дни и с 20.00 вечера до 09.00 утра в выходные).
При этом количество поступающих звонков также строго регламентировано:
не более 2 раз в сутки;
не более 4 раз в неделю;
не более 16 раз в месяц.
Ограничение распространяется и на количество личных встреч: не чаще 1 раза в день, не более 2 раз в неделю и 8 раз в месяц. Что по новому закону запрещено коллекторам?
Согласно действующему закону о коллекторах с 1 января 2017, коллекторы не имеют права:
использовать угрозы;
портить имущество должника;
применять физическую силу к человеку;
вводить в заблуждение;
раскрывать секретную информацию третьим лицам и распространять личные данные должника;
унижать честь и достоинство должника;
взаимодействовать с лицами, перечисленными в статье 7 закона;
завышать размер установленного долга в письмах с требованием о выплате.
Коллекторские агентства не вправе обращаться к должнику банка, если в договоре на кредит отсутствует конкретный пункт, разрешающий привлекать сторонние организации. Также обязательным условием является уведомление заемщика банком о том, что его дело передано коллекторам.
Когда сотрудник агентства начинает общение с неплательщиком, он обязан представиться и сообщить
• свои личные данные, а также сведения об организации, в которой он работает.
А если коллектор нарушает правила взаимодействия и, например, звонит в ночное время суток, должник вправе подать на него жалобу.
Жаловаться можно сразу в несколько инстанций, в том числе в:
Прокуратуру;
Роспотребнадзор;
Полицию;
УФСПП.
В заключение следует отметить, что по истечении определенного срока (четырех месяцев с момента возникновения просрочки для большинства заемщиков) должник вправе отказаться от общения со взыскателями, подав соответствующее заявление. В таком случае взаимодействовать с неплательщиком коллекторы будут не вправе, а их любое действие может быть оспорено в установленном законом порядке.
Наши специалисты окажут вам юридическую помощь безвозмездно, после чего вы сможете принять решение о дальнейшем сотрудничестве.
О своих проблемах не принято говорить в слух.Чем раньше вы обратитесь к профессиональным юристам, тем больше шанс на удачный исход дела.